понедельник, 16 мая 2022 г.

 

16.05.2022 год 11 класс Биология

Контрольная работа № 2 по темам: Основы эволюционного учения. Многообразие организмов как результат эволюции. Основы экологии.

 

I. Тема: Основы эволюционного учения. Многообразие организмов как результат эволюции.

 

1. Про­цесс ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия ор­га­ни­че­ско­го мира на­зы­ва­ют

 1) раз­мно­же­ни­ем;  2) эво­лю­ци­ей;      3) он­то­ге­не­зом;     4) па­ле­он­то­ло­ги­ей

2. При­мер внут­ри­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние

 1) кон­ку­рен­ция между кро­том и зем­ле­рой­кой из-за пищи   2) уни­что­же­ние мышей ли­си­ца­ми

3) от­но­ше­ния между ло­ся­ми и зуб­ра­ми из-за корма             4) от­но­ше­ния между вол­ка­ми из-за корма

3. Отбор, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го со­хра­ня­ют­ся особи со сред­ним про­яв­ле­ни­ем при­зна­ка, а вы­бра­ко­вы­ва­ют­ся особи с от­кло­не­ни­я­ми от нормы, на­зы­ва­ют

 1) дви­жу­щим;     2) ме­то­ди­че­ским;        3) сти­хий­ным;       4) ста­би­ли­зи­ру­ю­щим

4. Се­зон­ные ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти лем­мин­гов — это

 1) дрейф генов;                    2) по­пу­ля­ци­он­ные волны;

3) дви­жу­щий отбор;             4) му­та­ци­он­ный про­цесс

5. К аро­мор­фо­зам пре­смы­ка­ю­щих­ся от­но­сят воз­ник­но­ве­ние

 1) яче­и­стых лег­ких и ро­го­во­го по­кро­ва;                          2) жи­во­рож­де­ния и трех­ка­мер­но­го серд­ца

3) спо­соб­но­сти к ре­ге­не­ра­ции от­дель­ных ча­стей тела;  4) теп­ло­кров­но­сти и че­ты­рех­ка­мер­но­го серд­ца

6. Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий вида ос­но­ван на

1) сход­стве внеш­не­го и внут­рен­не­го стро­е­ния осо­бей 

2) сход­стве всех про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти у осо­бей

3) спе­ци­фич­ном для каж­до­го вида на­бо­ре хро­мо­сом

4) од­но­об­ра­зии фак­то­ров среды оби­та­ния вида

7. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ским до­ка­за­тель­ством эво­лю­ции слу­жит

1) от­пе­ча­ток ра­ко­ви­ны мол­люс­ка                                           2) ви­до­вое раз­но­об­ра­зие рыб

3) при­спо­соб­лен­ность рыб к жизни на раз­ных глу­би­нах     4) на­ли­чие ра­ко­ви­ны у мол­люс­ков

8. Со­кра­ще­ние чис­лен­но­сти и аре­а­ла ус­су­рий­ско­го тигра в со­вре­мен­ную эпоху — при­мер

 1) био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са;  2) био­ло­ги­че­ско­го ре­грес­са 3) идио­адап­та­ции;         4) аро­мор­фо­за

9. При­спо­соб­лен­ность к оби­та­нию в вод­ной среде у дель­фи­нов

1) жа­бер­ное ды­ха­ние;                                         2) об­те­ка­е­мая форма тела

3) на­ли­чие пя­ти­па­лых ко­неч­но­стей;                4) ле­гоч­ное ды­ха­ние

10. По­яв­ле­ние у древ­них мле­ко­пи­та­ю­щих четырёхка­мер­но­го серд­ца, теп­ло­кров­но­сти, раз­ви­той коры го­лов­но­го мозга — при­мер

 1) идио­адап­та­ции;    2) аро­мор­фо­за;   3) био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са;          4) био­ло­ги­че­ско­го ре­грес­са

11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о до­ка­за­тель­ствах эво­лю­ции?

А. У че­ло­ве­ка на опре­делённом этапе раз­ви­тия фор­ми­ру­ют­ся хво­сто­вой отдел и жа­бер­ные щели, что слу­жит па­ле­он­то­ло­ги­че­ски­ми до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции.

Б. На­ход­ки в Цен­траль­ной Аф­ри­ке при­ми­тив­ных ору­дий труда и остан­ков ске­ле­та че­ло­ве­ка слу­жат па­ле­он­то­ло­ги­че­ски­ми до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции.

1) верно толь­ко А;     2) верно толь­ко Б;     3) верны оба суж­де­ния;   4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. Вы­бе­ри­те ТРИ идио­адап­та­ции

1) лег­кие, со­сто­я­щие из аль­ве­ол, у мле­ко­пи­та­ю­щих 

2) от­сут­ствие гу­сто­го шерст­но­го по­кро­ва у слона

3) раз­ви­тие пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у плос­ких чер­вей

4) раз­ви­тие кро­ве­нос­ной си­сте­мы у коль­ча­тых чер­вей 

5) на­ли­чие длин­ных ты­чи­ноч­ных нитей у зла­ков

6) раз­ви­тие ко­лю­ще–со­су­ще­го ро­то­во­го ап­па­ра­та у ко­ма­ров

13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми до­ка­за­тельств эво­лю­ции — (1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны либо (2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны:

А) усы та­ра­ка­на и рыбы сома     Б) чешуя яще­ри­цы и перо птицы  В) глаза ось­ми­но­га и со­ба­ки

Г) зубы акулы и кошки               Д) нос обе­зья­ны и хобот слона      Е) когти кошки и ногти обе­зья­ны

14. Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

1) рас­про­стра­не­ние при­зна­ка в по­пу­ля­ции

2) по­яв­ле­ние му­та­ций

3) изо­ля­ция по­пу­ля­ций

4) со­хра­не­ние в ре­зуль­та­те борь­бы за су­ще­ство­ва­ние есте­ствен­но­го от­бора осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

 

II. Тема: Основы экологии.

1.Выберите один правильный ответ:

А)   Все элементы окружающей среды, влияющие на организмы, называются:

1)      Абиотическими факторами.

2)      Экологическими факторами.

3)      Биотическими факторами

4)      Антропогенными факторами.

 Б)   Воздействия друг на друга организмов одного или разных видов, -

1)      Биотические факторы

2)      Антропогенные факторы

3)      Абиотические факторы

4)      Ограничивающие факторы

 В)   К антропогенным факторам относится

1)      Разлив реки во время половодья.

2)      Поедание хищником жертвы

3)      Землетрясение.

4)      Осушение болот

 Г)   Производители органических веществ в экосистеме –

1)      Продуценты

2)      Консументы

3)      Редуценты

4)      Животные

 

Д)   Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы поедают другие организмы, -

1)      Паразитизм

2)      Симбиоз

3)      Конкуренция

4)      Хищничество.

 Е)   Согласно правилу экологической пирамиды, сколько вещества и энергии  переходит на следующий трофический уровень:

1)      30%

2)      100%

3)      10%

4)      50%

 Ж)  Ярусное размещение надземных частей растений в лесу – это приспособление к использованию

1)      Воды

2)      Солнечного света

3)      Углекислого газа

4)      Минеральных солей.

 З)    Агроценозы в отличие от биогеоценозов

1)      Существуют без вмешательства человека

2)      Более устойчивы

3)      Созданы человеком

4)      Имеют замкнутый круговорот веществ.

 2.  Установите соответствие между живыми организмами и их ролью в экосистеме.

 Растения и животные

Компоненты экосистемы

А)    прибрежная растительность

Б)     рыбы

В)     личинки земноводных

Г)     фитопланктон

Д)     растения дна

Е)     моллюски

1)      продуценты

2)      консументы

3. Какие особенности развились у китообразных в связи с водным образом жизни?

1)      рождение детёнышей и выкармливание их молоком

2)      дыхание атмосферным воздухом

3)      обтекаемая форма тела

4)      превращение передних конечностей в ласты

5)      разделение полости тела диафрагмой

6)      толстый слой подкожного жира

4. Определите правильно составленную пищевую цепь:

1.     ястреб→дрозд → гусеница → крапива

2.     крапива → дрозд →гусеница →ястреб

3.     гусеница→ крапива → дрозд → ястреб

4.     крапива → гусеница →дрозд → ястреб

5.Дайте  полный  развёрнутый  ответ

А) Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: растительный опад, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.

Б) В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как  будет происходить его самовосстановление.



 



 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Готовим проектную работу до 17 июня 2022 года. Мне нужны будут ваши проекты в электронном варианте.   Входим на сайт: https://obuchono...